Переплаты за отопление: Кто виноват и что делать?
Комплекс проблем
Основатель сайта Уфасити.ми, юрист, специализирующийся на проблемах ЖКХ, Вадим Беляков, комментируя ситуацию агентству Башинформ, заявил, что при правильном начислении платежей за тепло рост суммы в декабре по сравнению с ноябрем 2020 года должен быть в пределах 30-40%. Но есть много примеров, когда цифры в платежках намного превышают эти значения.
«На наш сайт уже поступило свыше полутора тысяч обращений от жителей Башкирии, с приложенными счетами по теплу за декабрь, — рассказал Вадим Беляков. – Я пока не разобрался со всеми заявлениями, но даже предварительный просмотр показал, что в 121 пятиэтажном доме Уфы декабрьские счета оказались выше ноябрьских более чем на 40%, а в некоторых домах превышение составляет 200% и более».
По словам юриста-общественника, многолетний опыт работы с обращениями граждан показывает, что проблема неоправданно больших начислений за тепло имеет комплекс причин. Среди них: некорректная работа приборов учета, утечки в сетях, «перетопы», несвоевременное или неправильное снятие показаний счетчиков, расчет начислений по неправильным площадям.
«Я говорил об этом два года назад, в Курултае, на заседаниях МинЖКХ, на СПЧ, совещаниях с Главой республики, — сетует Вадим Беляков. - Надежду на изменения к лучшему дает пост, который в соцсетях выложил Радий Хабиров, где четко обозначены все те проблемы, которые нужно решить».
С этим мнением согласен и председатель экспертного совета по развитию ЖКХ при Госсобрании-Курултае РБ Ринат Зайнуллин.
«Все проблемы, которые мы обозначали год назад, снова сезонно обострились, — заявил Ринат Зайнуллин. — Это халатность управляющих компаний в передаче показаний приборов учета, недостаточное отслеживание сроков поверок и исправности счетчиков, систематические «перетопы», малое число счетчиков с телеметрией, ну и главное, нежелание ответственных лиц что-то менять в этой сфере».
Деньги на счетчик
По мнению экспертов, большая часть неправильных начислений, так или иначе, связана с общедомовыми приборами учета тепла. Одна из наиболее очевидных проблем – человеческий фактор.
«Показания потребления теплоносителя за прошедший месяц нужно подавать с 23-го по 25-е числа каждого месяца, — пояснил министр ЖКХ РБ Борис Беляев. — Задержка в несколько дней, особенно если на них придется сильный мороз, может дать резкий скачок в суммах платежек». К этому следует добавить ошибки в собственно снятии показаний, где нужно учитывать сразу несколько параметров теплоносителя.
Такого рода проблемы решает установка работающих по интернету систем автоматической передачи показаний общедомовых теплосчетчиков в ресурсоснабжающие компании.
В городах присутствия БашРТС из 6 тысяч имеющих теплосчетчики многоквартирных домов, около 3,2 тысяч оснащены модемами дистанционного снятия показаний. МУП «Уфимские инженерные сети», обслуживающее 1349 жилых домов Уфы, сообщило, что в 850 из них есть модули дистанционной передачи данных.
В целом оборудование удаленного снятия показаний имеет около половины установленных в МКД общедомовых теплосчетчиков. Но не везде оно подключено и работает, а для охвата всего жилфонда республики требуются время и деньги.
Наиболее серьезные случаи завышения показаний на десятки и сотни процентов, как правило, связаны с дефектами общедомовых приборов теплоучета, за правильную работу которых несут ответственность управляющие компании.
«Согласно закону, общедомовые счетчики являются собственностью жильцов и должны обслуживаться управляющими компаниями, но по факту последние часто не исполняют свои прямые обязанности, — говорит заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. – Все это ведет к неправильной передаче данных и завышенным начислениям, которые полностью ложатся на плечи жильцов».
На совести управляющих компаний и частые ошибки в расчетах за отопление из-за неверных данных по площади домов.
Как пояснили в МУП УИС, одна из распространенных проблем при начислении платы - некорректные данные по площадям помещений в МКД. Причины могут быть самые разные. К примеру, первоначально данные передавались в УИС управляющими компаниями. Но где-то эти данные были исходно некорректными, где-то происходил перевод жилых помещений в нежилые или изменение размера отапливаемой площади. В спорных моментах и по жалобам жильцов УИС проводит сверку площадей по данным Росреестра.
«Главная задача сегодня, которая позволит решить большую часть проблем с начислением платы за отопление и другие ресурсы – заставить управляющие компании нормально обслуживать приборы учета и предоставлять актуальные данные по домам, — считает Павел Качкаев. – Для этого нужно не создавать новые административные инструменты, а лучше использовать уже имеющиеся. К примеру, в Уфе есть Управление жилищного хозяйства, которое может контролировать деятельность УК всех форм собственности, как ЖЭУ, так и частных. Но по факту эта работа оставляет желать лучшего, ситуацию нужно менять и в Уфе, и в целом по республике».
Средство от «перетопов»
Наряду с состоянием счетчиков и правильным учетом отапливаемых площадей, на суммы в платежках влияют и так называемые «перетопы». Они характерны не только для весенних испытаний теплосетей. В Уфе и других городах Башкирии жители многоквартирных домов даже в сильный мороз часто вынуждены открывать окна, чтобы проветрить свои квартиры.Такие моменты связаны с особенностями используемой в нашей стране централизованной системы теплоснабжения. Крупные котельные и ТЭЦ не могут быстро реагировать на изменения погоды, поэтому при внезапной оттепели батареи в квартирах какое-то время будут работать в режиме «сильный холод». Кроме того, параметры теплоносителя, идущего от котельной по общей трубе, рассчитываются по усредненному показателю для всех типов домов. В результате жители старой панельной пятиэтажки будут мерзнуть в своих квартирах, а в стоящей рядом энергоэффективной высотке – открывать окна от жары.
Избежать "перетопов" поможет установка в домах автоматики, регулирующей уровень подачи тепла из централизованной системы, в зависимости от погоды на улице. По данным Управления жилищного хозяйства Уфы, узлы автоматического регулирования отопления есть более чем в 380 обслуживаемых ЖЭУ уфимских многоэтажках. В целом по городу автоматику может иметь около 500 жилых зданий. Цена оборудования колеблется от 0,5 до 1 миллиона рублей в зависимости от модели и размеров здания. Зато и экономия достигает 30% от потребляемого тепла, обеспечивая быструю окупаемость вложенных средств. Благодаря своей эффективности, такие системы могут устанавливаться в кредит и по энергосервисным контрактам.
Общественный контроль
С учетом обозначенных сложностей, решение вопроса правильных начислений платы за отопление, как и другие коммунальные ресурсы, невозможно без активного участия руководства республики и привлечения общественных институтов. Ресурсоснабжающие и управляющие компании, как правило, не заинтересованы в решении такого рода проблем.
Общественная палата Башкирии взяла эту тему под общественный контроль, начала прием и обработку обращений граждан. Сформирована межведомственная рабочая группа, которая должна оперативно разобраться и проверить правильность начислений.
На оперативном совещании в Правительстве РБ глава республики Радий Хабиров поручил вернуть деньги жителям, получившим необоснованные платежам за отопление, и попросил в течение двух дней представить ему реальную картину по этой ситуации. Вице-премьеру правительства и главе Министерства ЖКХ РБ Борису Беляеву было поручено «разговаривать с людьми».
Председатель Общественной палаты Башкирии Ростислав Мурзагулов с оптимизмом воспринял такие действия.
«Принципиально важно теперь установить жесткий общественный контроль выполнения тех поручений, которые по этой проблематике дал глава региона. Мы просим граждан подключиться и информировать нас — видят ли они какие-то перемены», — подчеркнул Ростислав Мурзагулов.