Для чего Башкортостану нужна новая система обращения с мусором? Основная цель новой «мусорной» реформы — сформировать современную, экологически безопасную отрасль по обращению. Одна из главных задач – ликвидировать несанкционированные свалки, предотвратить образование новых. И самое важное – создать высокотехнологичную структуру по сбору, сортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, чтобы в перспективе была возможность максимально использовать мусор в виде вторсырья. А отходы, которые нельзя переработать составляли минимальный объем.
Недостающие на сегодняшний день объекты инфраструктуры, в том числе мусоросортировочные комплексы, мусороперерабатывающие заводы и новые полигоны должны будут создать региональные операторы за счёт прибыли и собственных инвестиций.
Сколько региональных операторов по обращению с ТКО работают на территории Башкортостана? Какие районы входят в пять зон деятельности региональных операторов?Территория республики поделена на пять зон деятельности региональных операторов.
По результатам конкурса Минэкологии РБ подписаны соглашения с регоператорами сроком на 10 лет.
Региональный оператор:по зоне № 1 — МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» — тел. 8 — 800 — 347 — 80 — 03
территория — городской округ г. Уфа, муниципальные районы Архангельский, Белокатайский, Благоварский, Благовещенский, Дуванский, Иглинский, Кармаскалинский, Кигинский, Кушнаренковский, Мечетлинский, Нуримановский, Салаватский, Уфимский, Чишминский районы;
по зоне № 2 - ООО «Дюртюлимелиоводстрой» — тел. 8 — 800 — 511 — 84 — 20
территория — городские округа города Агидель, Нефтекамск, муниципальные районы Аскинский, Балтачевский, Бирский, Бураевский, Дюртюлинский, Илишевский, Калтасинский, Караидельский, Краснокамский, Мишкинский, Татышлинский, Янаульский районы;
по зоне № 3 — ООО РО «Эко-сити» — тел. 8-800-700-49-00
территория — городские округа города Кумертау, Салават, Сибай, Стерлитамак; муниципальные районы Абзелиловский, Аургазинский, Баймакский, Белорецкий, Бурзянский, Гафурийский, Зианчуринский, Стерлибашевский, Зилаирский, Ишимбайский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мелеузовский, Миякинский, Стерлитамакский, Учалинский, Федоровский, Хайбуллинский районы;
по зоне № 4 — ООО «Экология Т» — тел. 8-800-250-01-85
территория — городской округ город Октябрьский, муниципальные районы Альшеевский, Бакалинский, Белебеевский, Бижбулякский, Буздякский, Давлекановский, Ермекеевский, Туймазинский, Чекмагушевский, Шаранский район;
по зоне № 4+ — ООО «Дюртюлимелиоводстрой»
территория — закрытый автономный территориальный округ г. Межгорье.
На сегодняшний день открыты «горячие линии» по вопросам перехода на новую систему обращения с ТКО.Все они действуют в рабочее время:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ — тел. 8(347) 223-32-80;
Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору – тел. 8-937-845-28-42;
Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ – тел. 8 (347) 218-07-35; 8 (347) 218-07-19;
Министерство природопользования и экологии РБ – тел. 8 (347) 218-03-90.
Стоимость начислений для населения для разных зон будет разной. Почему? Плата граждан за услугу по обращению с ТКО согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 рассчитывается как произведение тарифа и норматива накопления твердых коммунальных отходов на 1 человека.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Республике Башкортостан утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2017 года № 642 и едины на всей территории республики.
В категории «Домовладения» установлены следующие параметры накопления твердых коммунальных отходов:
для объектов «многоквартирные жилые дома» – 1,92 м3/год на 1 человека;
для объектов «индивидуальное жилье» – 1,95 м3/год на 1 человека
Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам утверждены единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены по пяти зонам деятельности региональных операторов по обращению с отходами.
На величину тарифов на услуги региональных операторов при их формировании оказывают влияние следующие факторы:объем оказываемых услуг (тариф рассчитывается как отношение экономически обоснованных затрат к объему оказываемых услуг);
тарифы на услуги захоронения и обработки твердых коммунальных отходов, оказываемые другими юридическими лицами;
плотность населения;
расстояние от мест погрузки отходов до мест захоронения и обработки.
Поэтому плата граждан в разных зонах деятельности региональных операторов различна.
Каким образом и когда принесут квитанцию? И где производить оплату?Новая строка — «за оказание услуги по обращению с ТКО» — появится в платежках жителей Республики Башкортостан с февраля 2019 года по аналогии с платой за газ, воду и электроэнергию.
Те граждане, которые пользуется услугами единого расчетного кассового центра, будут получать квитанцию с дополнительной новой строкой. При этом затраты на вывоз мусора будут исключены из графы «содержание».
В сельской местности квитанции региональные операторы будут направлять по почте, по аналогии с квитанцией за электроэнергию и газ.
Оплатить услуги региональных операторов можно в почтовых отделениях, в отделениях банков, а также с помощью сервиса «онлайн-банков».
За что конкретно будут платить жители республики?В состав единого тарифа регионального оператора входят затраты на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, сортировку твердых коммунальных отходов.
Если до настоящего момента мусороперевозчик отвозил содержимое контейнеров на свалки, то с нынешнего года вводится полный контроль за движением отходов — от контейнера до полигона. Отходы после сбора будут транспортироваться на мусороперегрузочные пункты, далее — на мусоросортировочные комплексы — проходить обработку. «Хвосты» (остатки после обработки) твердых коммунальных отходов, не подлежащие вторичному использованию, будут захораниваться на полигонах, отвечающих природоохранным нормам. Региональные операторы за счёт прибыли и собственных инвестиций должны будут создавать недостающие на сегодняшний день объекты инфраструктуры, в том числе мусоросортировочные комплексы, мусороперерабатывающие заводы и новые полигоны.