Вконтакте Вконтакте Вконтакте
Газета «Башкортостан».
Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Ильдар Абдразаков: Формат моего фестиваля постоянно обогащается
В столице Башкортостана проходит III Международный фестиваль Ильдара Абдразакова. Открытие фестиваля состоялось 15 февраля в Екатеринбурге, 18-19 февраля события фестиваля происходят в Уфе. После Уфы фестиваль переместится в Казань и завершится в Москве. В этом году фестиваль не только расширил географию, в его программу вошли и спектакли, и концерты — как зрелых мастеров, так и начинающих исполнителей. Ильдар Абдразаков накануне фестивальных событий дал интервью агентству «Башинформ», в котором рассказал о фестивале, предстоящих постановках и концертах, работе театрального режиссера, желании поддержать молодых артистов.

Корр.: Ильдар, добрый день! Рада приветствовать тебя в нашем родном городе, родном театре. В Уфе проходит твой фестиваль, уже третий. Сложились определенные традиции, но в этом году у фестиваля снова поменялся формат…

И. А.: Мне кажется, так интереснее, что формат фестиваля меняется, обогащается. Если бы у нас повторялось – постоянно были только концерты, концерты, стало бы со временем не то, что скучно, но захотелось сделать по-другому. Тем более «Аттила», которого мы будем показывать в рамках III фестиваля, – это спектакль, который я делал совсем недавно, он молодой, живой. На этот спектакль я пригласил своих друзей.

Корр.: В этом году фестиваль стартовал в Екатеринбурге. Я слышала, что ты выступал в Екатеринбурге впервые.

И. А.: Да, впервые. Концерт прошел в филармонии. и мне очень понравилось. Публика теплая, принимали хорошо, после каждого номера мы выходили на аплодисменты по несколько раз, оркестр хорошо играл. Ощущение было, что у себя дома нахожусь. Екатеринбург – здесь, на Урале, а я, хоть и вырос на Урале, там раньше не пел.

Корр.: Там прошел и твой мастер-класс.

И. А.: Был мастер-класс для начинающих оперных певцов. На него приехали певцы не только из российских театров, а также из Казахстана. Были певцы из Перми, из Тюмени, из Челябинска.

Корр.: На мастер-классах случились какие-то открытия?

И. А.: Тенор, очень хороший молодой певец Балуан Беркенов из Казахстана настолько понравился, что, мне кажется, его пригласят на роль в театр Екатеринбурга. Главный дирижер театра присутствовал непосредственно на мастер-классах и прослушивал.

Корр.: В прошлом году на мастер-классе в Уфе была Назгуль Ибрагимова, которая потом попала в Монако в Академию оперного пения. Мастер-классы очень воодушевляют начинающих певцов.

И. А.: Для этого и существует фестиваль, хочется помочь молодым ребятам, потому что есть шанс куда-то поехать, чему-то научиться у моих друзей, которых я приглашаю. Например, Кира Парфеевец – она концертмейстер и преподает в Академии в Монте-Карло, работает в Ницце. Поэтому некоторые из тех ребят, кто были на фестивале в Москве и Уфе, попали в Академию в Монте-Карло. Туда приезжают коучи из Европы, из Америки, оттуда можно попасть еще в другое место, где тебя услышат. Процесс пойдет, и так можно попасть в какой-нибудь театр и заполучить роль. Допустим, взять Кирилла Белова – он получил роль в «Борисе Годунове» в Монте Карло, где я буду исполнять партию Бориса. Он будет исполнять пусть небольшую партию, но он уже зацепился, о нем уже говорят, мне кажется, это здорово.

Корр.: Дело Академии Елены Образцовой, где ты в 2015 году стал художественным руководителем, на твоем фестивале продолжается.

И. А.: Да, в этом году на фестивале есть ученики академии Елены Образцовой: Сергей Кайдалов, Наталья Якимова, Анастасия Коротенко. Они приехали, завтра у них концерт в Уфимском училище искусств с моим другом, одноклассником Владимиром Копытовым, тоже учеником Миляуши Галеевны Муртазиной. Когда я его попросил поддержать и выступить, он с удовольствием согласился спеть вместе с начинающими девушками. Я ему очень благодарен.

А Сергей Кайдалов в опере «Аттила» будет исполнять роль Эцио. И еще мой близкий друг, тенор из Италии, Лучано Ганчи, исполнит партию Форесто. Мы с ним и познакомились на опере «Аттила». Это было на открытии оперы Казахстана, где дирижировал Валерий Гергиев, а режиссером был великий итальянский режиссер Пьер Луиджи Пицци.

Корр.: Раз мы вернулись к «Аттиле», можем, наверно, проанонсировать, что «Аттила» поедет в Большой театр в Москву?

И. А.: Совершенно верно. Я очень счастлив, что потрясающая, всеми любимая певица Вероника Джиоева, которая специально, по моей просьбе, выучила партию Одабеллы, приехала в Уфу и выйдет на сцену с дебютом. Также она выступит с дебютом в Большом театре в опере «Аттила». Мне кажется, такого еще не было, чтобы Башкирская опера выступала на исторической сцене Большого театра.

Корр.: Выступали, кажется, на Декаде башкирской литературы и искусства, которая прошла в 1955 году в Москве.

И. А.: Да, это было в прошлом веке, почти 70 лет назад. В этом веке мы на исторической сцене Большого театра еще не выступали. Это одна из крупнейших и важнейших сцен мира. Она стоит на одном уровне с театрами Ковент-Гарден, Ла Скала, Парижская опера, Венская опера – крупнейшими театрами, в которых выступают лучшие певцы мира.

Корр.: Как удалось организовать выступление в Большом театре, найти свободный день?

И. А.: Это было достаточно давно запланировано, поэтому нам повезло. И мой график позволил выступить в этот день, и в Большом театре график позволил принять «Аттилу» у себя на площадке. Алла бирса, всё будет хорошо и мы все приедем и выступим.

Корр.: Мы все в прошлом году с восторгом писали, что состоялся режиссерский дебют Ильдара Абдразакова. Будет продолжение?

И. А.: Хотелось бы, есть задумки, идеи. Дело за малым – договориться и алга! Нужно много времени, чтобы поставить оперу. Если первый раз я ставил «Аттилу» – это короткая опера и это опера Верди, там нет мизансцен, над которыми пришлось бы работать днями и месяцами. Идея, которую я хочу сделать, – осуществить постановку оперы «Итальянка в Алжире» Россини. Но там очень много задумок, и для этого потребуется много времени. Надо найти время, собрать спектакль.

Корр.: Было бы интересно, если бы Ильдар Абдразаков стал называться не только «вердиевским певцом», но и «вердиевским режиссером».

И. А.: Еще поставить вердиевские оперы? Может быть, может быть... Надо поговорить с художественным руководителем театра (Аскар Абдразаков – Ред.) и обсудить планы.

Корр.: В нынешнем сезоне ты принял участие в новом спектакле «Князь Игорь», поставленном Барри Коски в Парижской опере. В рецензиях пишут, что образы героев вненациональные, потому что, по убеждению режиссера, 99 процентов французов не знают русскую историю.

И. А.: Да нет, знают. Спектакль прошел для певцов хорошо, а для режиссера очень плохо. Публике не понравилось, весь зал кричал «У-у-у». Гул стоял в зале, становилось не по себе, спектакль публике не понравился. Мы, певцы, старались выполнить те задачи, которые поставил режиссер, но, к сожалению, они не читались публикой, и это понятно было изначально. Вот, скажем, пролог, где с меня вытекала черная жидкость. Публика может по-разному подумать: может, я какой-то нефтяной магнат, не знаю, куда девать деньги, нефть уже с меня самого вытекает. Каждый может придумать всё, что угодно. Режиссер придумал историю, что во мне сидит какая-то чернь, которая периодически из меня выходит, то есть это мое нормальное состояние. И если рядом стоят моя жена и мой сын, они на это смотрят так, что «это мы уже видели» и даже не обращают внимания. А публика, которая пришла и смотрит это в первый раз, — для них интересно, они в шоке, потому что видно, что Князю плохо, а его родственники никак не реагируют. И таких непонятных моментов много.

Корр.: Иногда публике не хочется режиссерских изысков, самовыражения. Хочется просто прийти отдохнуть в театре, слушать красивые голоса, приятную музыку, смотреть на красивые костюмы...

И. А.: Это палка о двух концах. Совершенно верно: когда публика приходит в зал, они хотят увидеть что-то интересное, что-то новое, что радует взгляд, слух. А есть же еще критики, которые приходят, смотрят и говорят: «ой, опять нафталин, это мы уже видели, сколько уже можно, мы от этого устали», начинают писать – это плохо, то плохо. При этом публика сидит и радуется – им прекрасно, и принимает замечательно. Не то, что режисер работает и хочет кому-то угодить – публике или критикам, а режиссер показывает то, что он хочет сказать через актеров, декорации на сцене, музыку.

Корр.: Приходится спорить с режиссером?

И. А.: Приходится, если тебе что-то мешает петь, где-то чувствуешь себя не в своей тарелке. Но с Барри Коски мы не спорили, потому что мне было интересно. Вдруг иду-иду по сцене, раз – упал! У меня была веревка к ноге привязана – я ходил, как дворняжка на цепи. У меня просто такого никогда не было, мне было интересно.

Корр.: Совсем недавно ты пел в совершенно другом «Князе Игорь» в Метрополитен-опера.

И. А.: Да, это был спектакль Дмитрия Чернякова. Шикарный, красивый спектакль, публика принимала очень хорошо и до сих пор о нем говорят, пишут. Это одна из лучших работ Дмитрия Чернякова. Совсем недавно он «Садко» поставил, публике нравится, критикам не очень.

Корр.: Каждый год у тебя прибывают и прибывают новые роли, голос становится все более богатым. Какие постановки ожидаются в этом году?

И. А.: В этом году график очень плотный, один за другим – Зальцбург, Дрезден, Венская опера, и это только «Дон Карлос». В «Дон Карлосе» в Дрездене Анна Нетребко будет петь Елизавету, это будет ее дебют. Приглашены еще Екатерина Семенчук, Юсиф Эйвазов. Мы ждем, когда Анна выйдет на сцену в этой роли, мы это уже пели много раз, она еще нет, будем ей помогать, поддерживать. Это очень ответственно, непростая роль, партия очень красивая, и для нее это будет огромный шаг вперед. Мне кажется, должно получиться очень здорово.

Корр.: А у тебя в этом году будут дебюты в новых ролях?

И. А.: Будет в Метрополитен-опера, но уже в следующем сезоне. «Ромео и Джульетта» Гуно, Святой отец. Большая роль, полностью второй акт пою от начала до конца, серьезная музыка. В то же время буду петь в «Севильском цирюльнике» Дона Базилио. Один день Дон Базилио, второй день Святой отец.

Корр.: Ты не очень часто выступаешь с сольными концертами, два-три раза в год. В этом сезоне будут?

И. А.: Следующий сольный концерт будет у меня в марте, как раз перед «Аттилой» в Большом театре – 10 марта в театре Бордо во Франции.

Корр.: Там будет звучать русская или зарубежная музыка?

И. А.: В Бордо будет микс – немного Рахманинов, Чайковский, Шуберт и итальянские композиторы. Концерт предстоит камерный, под фортепиано.

Корр.: В этом году в России объявлен Год памяти и славы к 75-летию Великой Победы. Есть проекты, связанные с этим?

И. А.: Есть приглашения от Юрия Башмета выступить в Волгограде, есть проекты в Москве, в Санкт-Петербурге, просто я не могу разделиться на несколько городов и принять участие во всех, сейчас над этим работаем.

Корр.: У тебя в семье кто-то участвовал в Великой Отечественной войне?

И. А.: У меня оба моих деда – «картатай», как мы говорим, участвовали в войне. Оба были ранены и вернулись домой. Я их помню, я родился, когда они еще были живы. Думаю, что нет такой семьи, которой бы война не коснулась, обязательно кто-то из семьи воевал или работал в тылу для фронта.

Корр.: У нас в республике в этом году объявлен еще Год башкирского языка. Ты любишь повторять «Алга» и у нас еще здесь вошло в обиход слово «Айда». Есть еще какое-нибудь башкирское слово, которое является символом, которое понимают в мире?

И. А.: Я еще «рахмат» говорю всегда. Оно есть во многих тюркских языках, особенно люди из бывших республик Советского Союза его понимают.

Корр.: Рахмат, спасибо огромное!

Автор: Лейла Аралбаева
Фото: Мирон Доровских
Источник: bashinform.ru


В ОдноклассникахВконтакте

Башкирский певец Элвин Грей презентовал совместную песню с Олегом Газмановым

Башкирский певец Элвин Грей презентовал совместную песню с Олегом Газмановым 23.04.2024, 15:25 // Культура

Звезда башкирской эстрады Элвин Грей (Радик Юльякшин) спел дуэтом с народным артистом России Олегом...

Подробнее 190

«Заряжена на полную!»: участница из Башкирии покинула «Новую Фабрику звезд»

«Заряжена на полную!»: участница из Башкирии покинула «Новую Фабрику звезд» 22.04.2024, 10:52 // Культура

20-летняя уроженка Башкирии Камилия Насретдинова покинула «Новую Фабрику звезд» после очередного...

Подробнее 197

Глава Башкирии сообщил, когда в Уфе откроется музей музыки имени Федора Шаляпина

Глава Башкирии сообщил, когда в Уфе откроется музей музыки имени Федора Шаляпина 20.04.2024, 14:45 // Культура

Музей музыки имени Федора Шаляпина в Уфе откроет свои двери для посетителей 24 мая 2024 года....

Подробнее 140

В Башкирии появится новый праздник – День национального танца

В Башкирии появится новый праздник – День национального танца 19.04.2024, 18:08 // Культура

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии Института этнологических...

Подробнее 259

Для хранения фондов башкирского национального костюма выделят отдельное здание

Для хранения фондов башкирского национального костюма выделят отдельное здание 19.04.2024, 18:07 // Культура

Заслуженный работник культуры Башкортостана, обладатель Гран-при Международного конкурса мастеров...

Подробнее 238

В Башкирии возобновят подготовку мастеров по пошиву национальных костюмов

В Башкирии возобновят подготовку мастеров по пошиву национальных костюмов 19.04.2024, 18:02 // Культура

19 апреля в Уфе Глава республики Радий Хабиров во время встречи с мастерами-изготовителями...

Подробнее 237