Артём Соловейчик в Уфе: «Ребёнок должен понимать, зачем он учится»24.08.2021
22 августа в Уфе состоялся круглый стол по вопросам образования и педагогики.

Главным спикером выступил один из ведущих российских экспертов в области современного образования и воспитания Артём Соловейчик, руководитель издательского дома «Первое сентября». Сын педагога, журналиста и философа Симона Соловейчика входит в центральный совет партии «Новые люди».

Среди участников конференции были руководитель фонда помощи людям с редкими заболеваниями Матлюба Хакимова, преподаватель Башкирского государственного университета Наталья Лавренюк-Исаева, руководители образовательной программы «Капитаны» в Уфимском государственном нефтяном техническом университете Никита Кукачев и Дарина Паламарчук, предприниматель из Нефтекамска и кандидат в Госдуму РФ от партии «Новые люди» Олег Исаев.

Артем Соловейчик говорил о необходимости изменения системы образования и самого подхода к обучению. Парадигма, в которой строится современный образовательный процесс, лишает как педагогов, так и учеников самого главного – свободы.

По словам спикера, воспитывает не программа, а человек, однако учителям сегодня приходится обслуживать бюрократический аппарат, заполняя многочисленные отчеты, и на живое общение с детьми у них не остается времени.

Нагрузка на учащихся в России одна из самых больших в мире, отмечает Соловейчик, при этом качество образования падает. Процентомания, прицеленность на ЕГЭ и статистику приводит к формализации, дети находятся под постоянным психологическим давлением. Творчеству в такой атмосфере просто не остается места.

«Главное, что должна делать школа и образование в целом – воспитывать в ребенке самостоятельность и способность быть свободным в своих решениях. Но вместо этого мы получаем потерянных людей, удобных для системы, но не для того, чтобы жить свою собственную жизнь», — говорит Артём Соловейчик.


Мнение спикера подтверждают и результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в марте-апреле 2021 года. Согласно полученным данным, 82% граждан России уверены, что отечественное школьное образование не готовит детей к самостоятельной жизни. Опрос также показал, что более половины респондентов считают, что после вузовского обучения молодые люди не готовы к самостоятельной жизни в обществе.

Участники круглого стола также затронули вопрос достойной оплаты труда учителей. Сегодня в России только 5% педагогов работает на одну ставку — 36 часов в неделю. Для того, чтобы достичь средней зарплаты по региону, более 65% учителей приходится брать как минимум полторы ставки, а треть учителей в стране работает на две ставки: «Это более 30 часов в неделю у доски. Чему можно научить детей с таким подходом? У учителей просто не остается времени на свои прямые обязанности».

В ходе дискуссии прозвучала идеи о предоставлении автономии университетам, выборности ректоров вузов и директоров школ, обеспечении качественного школьного питания, а также необходимости принципиального изменения системы аттестации ЕГЭ. По мнению эксперта, экзамен должен быть добровольным и включать в себя несколько попыток.

«Образование должно решать важные задачи, — считает Артём Соловейчик. – Воспитывать внутренне свободного человека, который действует не потому, что ему говорят, а потом что он сам понимает важность задач.


С другой стороны, учеба должна помочь ученику создать целостную картину мира, а также сохранить в детях стремление к саморазвитию. Только в этом случае они будут сами знать, что им делать в жизни».


Вернуться назад