Экология или экономика? В Башкортостане общественник обнаружил угрозу для окружающей среды03.09.2021
В 2021 году в России появился запрет на использование старых автомобильных покрышек для украшения дворов и придомовых территорий. Какова обратная сторона этого запрета? Эту тему поднял на своей странице в социальных сетях общественный деятель, экс-главный Госавтоинспектор Башкортостана Динар Гильмутдинов.

Пост вызвал неожиданный резонанс у жителей республики. Во время рабочей поездки по Ишимбаю полковник в отставке заглянул на задний двор местной коммунальной службы и обнаружил там целую гору из весело раскрашенных автомобильных покрышек. Эпатажный эколого-геологический арт-объект вызвал не только удивление, но множество вопросов.

Выяснилось, что с 1 июля 2021 года в России запрещено проводить благоустройство дворовых территорий с помощью автомобильных покрышек. То есть, резиновые «лебеди» и клумбы с протектором оказались вне закона. Управляющим компаниям, игнорирующим этот запрет, грозят немалые штрафы – вплоть до 250 тысяч рублей. Понятно, что коммунальщики начали судорожно избавляться от угрозы и выкапывать колеса, но вот что делать дальше – непонятно.

Согласно действующему законодательству, автомобильные шины относятся к 3-4 классу опасности для окружающей среды. Сжигать их или как-то иначе самостоятельно утилизировать категорически запрещено. На свалках за их прием требуют деньги, а это расходы, которые просто не предусмотрены в бюджете управляющей компании. В итоге, МУПы и прочие ЖЭКи вынуждены временно складировать резину на собственных задних дворах или в машинотракторных парках.

«Автомобильные шины опасны из-за своего токсичного химсостава. При нагревании эти вредные вещества выделяются из покрышек в воздух и почву, даже проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду. Несоблюдение экологических требований при обращении с этими отходами создает опасность для окружающей среды, естественной экологической системы и здоровью человека, — поясняет пресс-секретарь Министерства природопользования и экологии РБ Ренара Газина. – Ответственность за такие действия предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Оказалось, тема волнует многих жителей республики – она получила живой отклик в социальных сетях. Гильмутдинов отметил, что не представлял масштабов «экологической напасти», пока не посетил Ишимбай. Сейчас он с коллегами пытается найти возможные варианты решения проблемы.

«Мы уже обсудили этот вопрос, и, получается, все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, — прокомментировал ситуацию сам Динар Гильмутдинов. – Это беда не одного отдельного МУПа, а системы в целом. Коммунальщики не могут платить деньги за утилизацию, заводы не способны перерабатывать покрышки себе в убыток, а получившаяся после переработки резиновая крошка просто не востребована как продукт на рынке. Получается замкнутый цикл, разорвать который без участия государства невозможно. А ведь это страшная головная боль для коммунальных служб – у них тут еще и зима на носу, а думать приходится, что делать с заваленной старыми колесами территорией».

С общественным деятелем согласны и экологи. Председатель РОО по ООС и ПП «Союз экологов РБ» и Ассоциации «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» Александр Веселов уверен, что и коммунальщики, и транспортные компании будут, что называется, «втихую» закапывать резину, где придется. Эту проблему он озвучивал еще в 2019 году на совещании в Министерстве экологии Республики Башкортостан. Тогда получилось настроить диалог между транспортными предприятиями и заводами по утилизации, но к системным улучшениям ситуации это в итоге не привело, требуется именно государственное вмешательство.

«Что с этим делать? Наладить механизм утилизации, сделать его рентабельным. Для этого рассмотреть этот вопрос как минимум на заседании Правительства республики нашей, и мы станем, возможно, передовым регионом, который решит эту проблему, — считает Александр Веселов. – Надо проследить всю цепочку от производителей, установить жесткий экологический надзор всей процедуры поступления этих шин – маркировка это позволяет – до их утилизации. Это должно отражаться в отчетах всех этих предприятий. И, соответственно, нужны и льготы. В общем, тут требуется комплекс мер».

Пользователи интернета активно включились в обсуждение новой экологической проблемы и предлагают свои варианты решения ситуации. Идеи вплоть до строительства нового перерабатывающего завода в особой экономической зоне города Ишимбай. В любом случае, проблема уже появилась в публичном пространстве и вызвала заметный ажиотаж.


Вернуться назад