Вконтакте facebook Вконтакте Вконтакте
Издательство «Башкортостан»
филиал ГУП РБ Издательский дом
«Республика Башкортостан»
» » Мелодрама Башкирского драмтеатра о судьбе Асмы открыла зрителю творчество Ризаитдина Фахретдинова
Необычная мелодрама появилась в репертуаре Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури. Театр представил премьеру спектакля «Әсмә» («Превратности судьбы») по произведению Ризаитдина Фахретдинова «Асма, или Проступок и наказание».

Творчество ученого-просветителя, историка, писателя богослова, религиозного и общественного деятеля, муфтия ЦДУМ с 1922 по 1936 годы впервые было показано публике. Каждый пришедший на премьеру зритель оказывался в атмосфере его книги, последовательно проводящей идею о наказании зла и вознаграждении добродетели.

Идея постановки принадлежит режиссеру спектакля Зиннуру Сулейманову. Работа над спектаклем была непростой и достаточно продолжительной. Инсценировку сделала башкирская писательница и драматург Шаура Шакурова. Переработав текст, изобилующий религиозными и научными терминами, устаревшими словами, она создала на его основе понятное современникам повествование. Сохраняя ключевые мысли и стиль первоисточника, Шакурова выстроила мелодраму с отлично прописанными диалогами.

«Как ни пафосно звучит, но мы сделали большое дело. Более 100 лет прошло, как это произведение было написано, и сегодня, наконец, было представлено на башкирской сцене. Материал очень богатый, работа сложная, тяжелая, — отметила Шаура Шакурова. - Писатель Риза Фахретдинов для меня был очень близок с детства, мой отец писал о нем в книге "Арҙаҡлы башҡорттар", поэтому для меня эта работа была очень важной. Когда делаешь инсценировку произведений такого рода, стараешься выйти на другой уровень, попытаться рассказать и об авторе как о человеке. Концепция спектакля — это идея раскрытой книги, открытости знаний и выведения Ризы Фахретдинова из тьмы забвения, его творчество действительно достойно изучения».

Режиссёр Зиннур Сулейманов отметил созвучие мыслей писателя-богослова сегодняшнему дню. Только время покажет успешность спектакля, считает режиссер, но первая реакция зрителей уже продемонстрировала актуальность вечных ценностей, заложенных в произведении.

«Мне кажется, что мы сделали хороший, интересный спектакль. Зрительская реакция в финале показала, что мысли Ризаитдина Фахретдинова актуальны и сегодня. Это важная личность для нашего народа, не зря его насихаты и сегодня пользуются популярностью, печатаются в газетах. Поэтому не зря мы остановились на его сочинении. Мы долго работали, с июня. Ризаитдин Фахретдинов задумывался о будущем народа и считал, что оно зависит, в том числе, от образованных женщин, которые воспитывают наши будущие поколения. Через превратности судьбы Асма обретает силу, сохраняет себя и становится учителем, матерью нации — милләт әсәһе», — рассказал «Башинформу» Зиннур Сулейманов.

Согласно режиссерской концепции, художник-постановщик Рустем Баймухаметов оформил сцену как раскрытую книгу с персонажами конца XIX – начала XX века. Яркие костюмы художника по костюмам Натальи Степановой, хореография Алины Мустаевой, музыка композитора Ришата Сагитова создают выразительный и целостный образ спектакля. В новой постановке яркие образы создали мастера сцены Эльвира Юнусова, Ильсияр Газетдинова, Рауис Загитов, Ильдар Гумеров, Сагидулла Байзигитов, Айсылу Юмагулова, Ирек Булатов и другие, участвует и молодежь театра. Для выпускницы УГИИ им. З. Исмагилова Айым Сулеймановой работа над главной ролью стала дебютом в театре.

«В работе над спектаклем я чувствовала большую ответственность. Основная сложность была в том, что в начале моей героине 15 лет, а в конце - 22. Нужно было показать не только возраст, но и ее становление в перипетиях жизни, испытаниях. Удивительно, что они ее не ломают. Даже когда она попадает в публичный дом, ее бьют, она прощает своих обидчиков, верит, что они хорошие люди. Настолько у человека глубока внутренняя вера, это восхищает», — поделилась Айым Сулейманова.

Показ премьерного спектакля предваряла выездная выставка Мемориального музея Ризаэддина Фахреддина села Кичучатово Альметьевского района Татарстана.

В субботу, 5 марта, состоится второй премьерный показ спектакля с Сабиной Киреевой в главной роли.

Фото: Руслан Юлтаев - пресс-служба Башдрамтеатра им. М. Гафури
Источник: bashinform.ru


В ОдноклассникахВконтакте
Добавить комментарий



«Бергә»: звёзды Башкортостана и Татарстана протянули мост дружбы

«Бергә»: звёзды Башкортостана и Татарстана протянули мост дружбы 26.05.2022 // Культура

25 мая в государственном концертном зале «Башкортостан» с аншлагом прошел совместный концерт...

Тотош уҡырға 67

День защиты детей Уфа встретит форумом «АРТ-Курултай. Дети»

День защиты детей Уфа встретит форумом «АРТ-Курултай. Дети» 26.05.2022 // Культура

1 июня, в День защиты детей, в Конгресс-холле «Торатау» состоится форум «АРТ-Курултай. Дети»....

Тотош уҡырға 76

В Уфе состоится совместный концерт мастеров искусств Башкортостана и Татарстана «Мы вместе»

В Уфе состоится совместный концерт мастеров искусств Башкортостана и Татарстана «Мы вместе» 24.05.2022 // Культура

Все собранные средства будут направлены в поддержку Луганской Народной Республики и Донецкой...

Тотош уҡырға 156

В Башдрамтеатр на премьеру спектакля «Весна без тебя» приедет автор Зифа Кадырова

В Башдрамтеатр на премьеру спектакля «Весна без тебя» приедет автор Зифа Кадырова 23.05.2022 // Культура

26 и 27 мая на сцене Башкирского драмтеатра им. М. Гафури состоится премьера спектакля по роману...

Тотош уҡырға 165

В Уфе мероприятия «Ночи музеев-2022» посетили более 12 тысяч человек

В Уфе мероприятия «Ночи музеев-2022» посетили более 12 тысяч человек 22.05.2022 // Культура

В Уфе прошло одно из самых масштабных культурных событий года — «Ночь музеев-2022»....

Тотош уҡырға 158

Ночь в музее: в Национальном музее Башкортостана встретятся Александр I и северные амуры

Ночь в музее: в Национальном музее Башкортостана встретятся Александр I и северные амуры 21.05.2022 // Культура

Вечером 21 мая, в 18.00 в Национальном музее Республики Башкортостан начнется самое масштабное,...

Тотош уҡырға 219